Детский дом в 2006 году переведен из города Данилова в село Спас. Он занимает здание школьного интерната, примыкающего к Спасской СОШ. Это двухэтажное кирпичное здание, общая площадь помещений 740,9 кв.м. В детском доме центральное отопление, канализация, горячее и холодное водоснабжение. На прилегающей территории обустроена игровая площадка, разбиты цветники, обрабатывается приусадебный участок. На участке установлена теплица 3х6 м, на грядках выращиваются овощи и зелень, засаживается небольшой картофельник. Весной 2014 года заложен фруктово-ягодный сад. Пока высажены 15 сортовых яблонь и 2 вишни.
В здании детского дома размещаются 9 жилых комнат воспитанников, 3 игровые комнаты, актовый зал, музыкальный зал с библиотекой, кабинеты психолога и социального педагога, швейная мастерская для девочек, бухгалтерия, кабинет для занятий кулинарией. Значительную площадь занимает медицинский блок. В нем имеется приемно-смотровой кабинет, кабинет медсестры, процедурный кабинет и 2 изолятора на 1 койку каждый (при кишечной и воздушно-капельной инфекции). В прачечной установлены современные машины-автоматы, которыми пользуются и воспитанники для стирки белья. В отдельно стоящем здании размещаются комната кружковой работы и столярная мастерская для мальчиков.
В детском доме прилагается немало усилий для того, чтобы казенное учреждение стало уютным, теплым и родным домом для ребят. Ребята проживают в комнатах по 2-3 человека. Каждый ребенок имеет место для подготовки домашних заданий. Комнаты воспитанников отличаются друг от друга цветовым оформлением стен, ковровых покрытий и набором удобной рациональной мебели. Окна во всех помещениях детского дома заменены на окна из ПВХ-профиля. Мягким инвентарем воспитанники обеспечены в достаточном количестве. Детский дом имеет выход в интернет, доступ к которому имеют и ребята через компьютеры и ноутбуки.
В учреждении организовано 6-ти разовое сбалансированное питание воспитанников, обеспечивающее 100% выполнение натуральных норм. Приготовлением пищи занимаются 2 штатных повара. Питание воспитанников осуществляется в столовой Спасской СОШ на основании договора о совместном пользовании столовой. Имеется достаточное количество столовой посуды и столовых приборов, отвечающих требованиям СанПиНа 2.4.5.2409-08. В зале столовой оформлен информационный стенд, на котором вывешивается меню. Для закупки продуктов питания предварительно проводится мониторинг ценовой политики, составляется техническое задание, проводятся процедуры на определение поставщиков продукции (Согласно федеральному закону № 44-ФЗ).
Для поддержания пожарной безопасности в детском доме установлена автоматическая пожарная сигнализация, функционирует звуковая система оповещения, действует прямая связь с дежурной частью пожарной охраны, имеется 12 огнетушителей, на территории расположен 1 противопожарный водоем.
Территория детского дома имеет наружное освещение и просматривается камерами видеонаблюдения.
«Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДАНИЛОВСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ"
ИНФОРМАЦИЯ
об обеспечении условий воспитания, обучения, проживания воспитанников в ГУ ЯО «Даниловский детский дом", в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1. Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ГУ ЯО «Даниловский детский дом» функционирует с 1995 года. Ранее находился в г. Данилове. в 2006 году переведен в с. Спас Даниловского района. Занимает помещения бывшего пришкольного интерната. Здание кирпичное 2-х этажное 1985года постройки. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тем не менее работа по адаптации среды для посетителей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ведется постоянно с учетом финансовых возможностей нашей организации. Асфальтовое покрытие дорожек позволяет беспрепятственно передвигаться по территории детского дома, на территории расположены навесы и установлены скамейки для отдыха.
Выделено место для парковки транспорта инвалидов. Для удобства оборудован небольшой приставной пандус.
Вход в учреждение расположен под навесом. При входе в учреждение расположена табличка с названием учреждения, адресом и графиком работы, выполненная с использованием шрифта Брайля. Здесь же расположена кнопка видеодомофона и кнопка вызова сотрудника, ответственного за сопровождение инвалида по учреждению и территории. Приказом директора назначен сотрудник детского дома, ответственный за сопровождение инвалидов. Его действия при работе с разными категориями инвалидов определяются специально разработанной инструкцией. Проведено инструктирование/обучение сотрудников об условиях предоставления услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для удобства посетителей сразу же при входе расположен информационный стенд, информация на котором постоянно обновляется.
Расширенные дверные проемы, позволяют беспрепятственно перемещаться инвалидам-колясочникам. В учреждении имеется сменная инвалидная коляска для перемещения внутри детского дома. Для инвалидов по зрению на стеклянных дверях имеются специальные метки, тактильные таблички с указанием названия кабинетов и направлениями движения. Для оказания услуг лицам с нарушениями слуха и речи есть возможность воспользоваться на безвозмездной основе услугами сурдопереводчика, которого предоставляет муниципальное учреждение «Даниловский комплексный центр социального обслуживания населения» на основании договора.
На 01.12.2024г. в учреждении воспитывается 19 детей в возрасте от 6 до 17 лет Из них с ограниченными возможностями здоровья : дети с ЗПР – 7 человек, дети с умственной отсталостью – 3 человека. Детей-инвалидов нет.
1 ребенок посещает дошкольную группу Спасской СШ,14 детей обучается в Спасской СШ, 4 детей учатся в Даниловском ПК.
2. Специально оборудованные учебные кабинеты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Наш детский дом имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности: дополнительное образование детей. В детском доме реализуются две дополнительные общеобразовательные программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ художественной направленности "Картины из шерсти" и дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Фантазер". Занятия проходят с специально оборудованном кабинете.
Воспитанники детского дома занимаются в кружках и студиях детского дома:
- швейная мастерская для девочек;
- столярная мастерская для мальчиков;
- кабинет кулинарии;
- музыкальная студия;
- библиотека;
– приусадебный участок.
В детском доме функционирует музыкальный кабинет, где ребята осваивают нотную грамоту и занимаются вокалом. Кабинет оснащен музыкальным центром, микрофонами, синтезаторами, гитарами и другими музыкальными инструментами.
3. Объекты учреждения для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, психологическая диагностика.
Основными направлениями деятельности педагога – психолога являются:
- оказание психологической, коррекционной, реабилитационной, консультативной помощи воспитанникам;
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- оказание психологической поддержки и коррекции детям с отклоняющимся поведением, с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на первом этаже в доступном месте, для возможности оперативно обратиться к психологу, что позволяет воспитаннику избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
4. Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека находится на 1 этаже здания. Книжный фонд насчитывает более 1200 книг. Имеется компьютер с выходом в Интернет. Есть возможность прослушивать аудио диски со сказками, просматривать на большом экране фильмы.
5. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На территории учреждения имеется: уличная спортивная площадка, игровая площадка. В летний период на территории выставляется теннисный стол, батут и бассейн. В распоряжении детей есть велосипеды, самокаты, скейты, а в зимний период тюбинги (ватрушки).
6. Средства обучения и воспитания , приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
1.Средства обучения:
1.1.Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
1.2.Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа , сетевые образовательные ресурсы)
1.3.Аудиовизуальные ( слайд – фильмы, видеофильмы образовательные , учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
1.4.Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
1.5.Тренажеры и спортивное оборудование.
2.Средства воспитания:
2.1. Общение как средство воспитания:
2.1.1. непосредственное: прямые контакты педагога и воспитанника, индивидуальные беседы и др.;
2.1.2. опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться (групповые мероприятия , в т.ч. празднование дней рождений, общие праздники и мероприятия).
2.2. Учение как средство воспитания:
учение как деятельность воспитанника, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения воспитанника к предметам, явлениям и пр.
2.3. Труд как средство воспитания:
воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через занятия в столярной и швейной мастерской, самообслуживание, дежурство в группе, уборка территории, работа на приусадебном участке и т.п.
2.4. Игра как средство воспитания:
организуется в форме проведения разного рода игр (соревновательные, сюжетно-ролевые и др.).
7. Условия питания воспитанников.
Для воспитанников детского дома организовано 6-разовое сбалансированное питание, обеспечивающее 100% выполнение натуральных норм. Приготовлением пищи занимаются 2 штатных повара, питание воспитанников осуществляется в столовой МБОУ Спасской СШ (на основании договора). Пищеблок оборудован всем необходимым оборудованием для качественного приготовления пищи, в том числе пароконвектоматом. Питание воспитанников происходит в общей столовой, но каждая группа-семья размещается за определенными столиками.
С ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области» в лице главного врача филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Даниловском районе» заключен договор об оказании услуг по проведению лабораторных исследований (измерений) по необходимым показателям.
Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж с соответствующей записью в «Журнал бракеража продуктов и продовольственного сырья».
8. Условия охраны здоровья.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинским работником (0,5 ставки), а также персоналом ГБУЗ ЯО Даниловская ЦРБ (2 медицинские сестры) Медицинский кабинет детского дома имеет бессрочную лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В специально-оборудованном медицинском блоке детского дома обеспечивается :
- оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу в педиатрии
Режим дня воспитанников организован с учетом их индивидуальных особенностей, а именно: возраста детей, места и формы обучения, необходимости коррекционной работы с детьми, состояния здоровья.
Ежегодно все воспитанники учреждения проходят диспансеризацию.
Организуется отдых и оздоровление детей в каникулярное время в условиях загородных оздоровительных лагерей (центров) и санаториев.
В 2024г. в ДОЛ «Соть» отдохнули 1 смену 19 детей и в следующую -19 детей; в осенние каникулы в ЗОК «Березка» отдохнули – 9 детей. Санаторно-курортное лечение получили 9 воспитанников, двое их них по результатам диспансеризации.
9. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение воспитанниками информации необразовательного характера.
Для повышения качества воспитательного процесса используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
10. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
В детском доме для организации образовательного и воспитательного процесса имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования : телевизоры, ноутбуки, компьютеры, проекторы, музыкальные центры, колонки, домашний кинотеатр.
Данные технические средства позволяют адаптировать информацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
11. Жилые помещения в детском доме, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Размещение детей в детском доме организовано по принципу воспитательных (семейных) групп. Всего в детском доме 3 воспитательные группы-семьи по 8 детей в каждой.
Каждая группа-семья имеет по 3 жилые комнаты воспитанников и свою комнату отдыха, в которой созданы условия для просмотра т/передач, занятий воспитанников, организации их досуга. Комнаты воспитанников оснащены удобной мебелью и отличаются цветовой гаммой. Каждая группа-семья имеет свою раздевалку. Часть личных вещей воспитанников находится в комнатах воспитанников, часть хранится на складе детского дома, где для каждой семьи выделены отдельные стеллажи. Воспитанники проживают в комнатах по 2-3 человека. При этом, каждый ребенок имеет свое индивидуальное место для хранения одежды, книжек игрушек. В свободном доступе для детей игрушки, развивающие игры, которые подобраны в соответствии с возрастом и уровнем развития воспитанников.